| Светодиодная подсветка в архитектуре
Особенности применения светодиодов
В последние
годы процесс проникновения светодиодных технологий в сферу
традиционного освещения становится все более заметным. Начался этот
процесс с областей, не нуждающихся в высоком уровне освещенности —
таких, как ночная интерьерная подсветка, аварийное и дежурное
освещение, световые таблички, активные знаки, маркировочное освещение.
Насыщенный цвет светодиодов удачно подходит для использования
в цветовом зонировании пространства, придания цветовых акцентов.
Сочетание прозрачных для света конструкций (окон, стеновых панелей,
стеклянных элементов мебели) с гибкими линейками светодиодных модулей
образует меняющие цвет светоформы. Новые миниатюрные источники света
придают привычным предметам интерьера альтернативные световые образы.
С увеличением эффективности и удешевлением компонентов светодиоды
вторгаются и в сферу общего освещения, в котором доминирующее положение
все еще удерживают традиционные лампы накаливания в жилых помещениях
и люминесцентные лампы в офисных помещениях. Приведем
яркий пример применения светодиодной подсветки. В проекте
художественного освещения фонтана выбор не случайно пал именно
на светодиоды. Светодизайнеры имели на то веские причины. Во-первых,
цветные световые потоки, испускаемые специально изготовленными
светодиодными светильниками, существенно превышают световые потоки
галогенных ламп со светофильтрами. Во-вторых, цветовая гамма таких
фильтров довольно ограничена, в то же время различные комбинации
основных цветов светодиодов позволяют получить миллионы различных
оттенков. Кроме того, светофильтры не устойчивы к воздействию мощного
излучения галогенных ламп и подвержены быстрому выцветанию. Здесь
преимущество явно на стороне светодиодов ввиду монохроматичности
излучаемого ими света. Другим веским аргументом в пользу использования
светодиодов стала их полная устойчивость к многократным переключениям,
за счет которых, собственно, и создаются светодинамические эффекты.
Аналогичный же режим работы галогенных ламп приводит к существенному
сокращению срока их службы. Хотя и при постоянной нагрузке лампы
накаливания выходят из строя в десятки раз быстрее, чем светодиоды.
К тому же в отличие от мощных ламп накаливания низковольтные светодиоды
практически не опасны при эксплуатации в воде. Вообще говоря,
светодиодные системы подсветки — относительно дорогой вариант
по сравнению с теми же галогенными лампами. Но это касается только
разовых затрат, связанных с производством осветительной системы
и ее монтажом. По оценкам экспертов, светодиоды неизбежно окупят себя
в ходе эксплуатации и в итоге дадут приблизительно пятнадцатикратную
экономию.
Светодиодная подсветка
Светодиоды
в качестве источника света применяются в виде точечной подсветки или
как модули самых разнообразных размеров и форм: от небольших линеек
до кластерных групп, встраиваемых в светильники. Точечное размещение
светодиодов связано с их использованием в качестве миниатюрных
источников света, как правило — в декоративных целях. Это и световой
декор предметов интерьера — мебели, стеклянных и зеркальных стен,
карнизов и подвесных потолков; различных архитектурных элементов.
Точечное размещение может также выполнять функциональную роль
(например, при подсветке информационных указателей и табличек). Светодиодные модули
позволяют выйти из многих проблематичных ситуаций, связанных
с нестандартными формами осветительных установок и габаритами
посадочных мест. Под любую конкретную задачу, практически под любой
объект, требующий светодиодную подсветку, можно подобрать модуль нужной
формы и размеров, с требуемым количеством и характеристиками
светодиодов, заданной конфигурацией их расположения на печатной плате. И препятствием для светодизайнера вряд ли станут архитектурные нюансы освещаемого объекта. Например, компактные габариты светодиодной линейки
позволяют встроить ее практически куда угодно: в металлическую трубу —
поручень лестницы, в плинтус, в узкую потолочную нишу. Габариты же ламп
накаливания необходимой мощности нередко ставят дизайнера перед
дилеммой: или радикально менять конструкцию и размеры подсвечиваемого
объекта, или же вовсе отказаться от применения подсветки. Многие
предметы интерьера получают вторую жизнь при грамотно выполненной
подсветке. Весьма эстетично выглядит, скажем, вариант светового дизайна
лестницы в стиле «hi-tech»: подсветка ступенек в желтом цвете изнутри,
поручни выполняются из хромированной трубы так, чтобы изнутри исходил
насыщенный синий цвет через круглые прорези. В такую конструкцию
существенно проще встроить узкую светодиодную линейку, нежели
какой—либо другой источник света, даже компактных размеров. Кстати,
в Европе обязательным условием при проектировании и изготовлении
лестниц является световая маркировка ступеней. Актуальная проблема
замены перегоревших ламп в труднодоступных местах отпадает в случае
применения светодиодов: они не перегорают.
Еще один пример.
В немецком Дуйсбурге, для освещения моста были применены светодиодные
модули, встроенные в металлические столбы ограды. Игра
света и цвета является наиболее действенным способом создания живой
органичной среды, как в дизайне жилого пространства, так
и в архитектурной подсветке. Ранее, чтобы получить цветной свет,
использовали окрашенные цветные лампы или светофильтры, дихроичные или
пленочные. Но цветные лампы редко обеспечивают требуемую передачу
цвета, четкость и насыщенность, а пленочные светофильтры имеют
недостаток мутнеть или выгорать с течением времени. Светодиоды решают
эти проблемы, обеспечивая насыщенные и четкие цвета. Красный цвет у вас
будет красным, а синий — синим. Вы не рискуете увидеть после установки
светильника алый или бледно-голубой цвет вместо того, что замышлялось
на этапе проектирования. Цифровое же управление светильниками на основе
RGB светодиодов позволяет получить миллионы различных цветовых оттенков.
| |